На вопросы о развитии скалолазания среди инвалидов ответил А.Е. Пиратинский, вице-президент Международной федерации спортивного скалолазания, почётный президент ФСР, заслуженный тренер России, профессор Уральского государственного технического университета — УПИ.
Александр Ефимович, расскажите, пожалуйста, как и когда возникла идея вовлечь инвалидов в спортивное скалолазание.
Идея проведения соревнований среди инвалидов родилась внезапно, хотя об их возможностях я знал не понаслышке. Это давняя история – мой товарищ, Андантин Константинович (Адик) Белопухов, сделал в 1958 году полный траверс пика Победы, а потом пробежал капитаном лыжной команды из Ленинграда в Москву, был на тренировке сбит автомобилем, и стал инвалидом первой группы. Его жизнь после травмы говорит сама за себя. Он играл в бассейне в водное поло. Проехал на «рычажке» от Москвы до Киева. Мы вместе с Адиком, у которого не работали ноги, меняясь за рулём, проехали на автомобиле от Нурека до Москвы. За ним ещё много свершений, и, кстати, он написал книгу «Я спинальник». Инвалиды на многое способны, правда, об этом мало говорят, и мы только начинаем привыкать к ним.
В начале 2006 года меня пригласили в качестве почётного гостя на районные соревнования среди инвалидов, там ребята с разными видами заболеваний играли в настольный теннис. Я спросил одного из них – хотел бы ты лазить? Естественно, что он ответил — да, конечно, это очень здорово! Начали заниматься этим вопросом. У Тамары Самойлиной тренировался Максим Ахметов. Он в детстве попал под трамвай и потерял ногу. В Ревде, на предприятии Всероссийского общества слепых, также стали заниматься несколько человек, которые впоследствии стали принимать участие в тренировках.
Так вот, когда в 2006 году проводился чемпионат Европы, мы решили – давайте попробуем провести международные соревнования среди инвалидов. Нас поддержал президент итальянской федерации Ариано Амичи, Японская альпинистская ассоциация и Белоруссия. Получилось, что собрались представители четырёх стран. Естественно, что программу и правила мы придумывали практически на ходу.
Впоследствии у нас в университете была создана рабочая группа и правила получили дальнейшую разработку, совершенствование и дополнения. Стало обязательным опробование трасс, соблюдение определённых условий при их подготовке. Определили количество попыток, чтобы дать возможность спортсменам исправить ошибки. Договорились, что судейство проводится и по времени, если спортсмен полностью закончил трассу, и по высоте подъёма, если не долез. Дальше стали на семинарах обсуждать условия проведения соревнований – как лучше, как удобней. Например, один из моментов – цвет зацепов должен быть контрастным с цветом поверхности. Для слабовидящих это важно, контрастные цвета ими легче различаются. Сейчас, в Москве, впервые был поставлен звуковой маячок для обозначения финиша, а движение корректировали с помощью рации.
Также для спортсменов всех групп важно иметь большее количество промежуточных зацепов, так как даже очень сильным ребятам травмы ног не позволяют сделать большой шаг. На первых порах проще всего оказалось использовать обычные трассы для соревнований на скорость. Кубок мира в Москве показал, что даже спортсмены-скоростники мирового класса практически ничего не теряют, если эта трасса адаптирована ещё и под инвалидов. Если для кого-то зацепов слишком много – ну так не используй. Во всяком случае, их количество одинаково для всех. Кто-то может браться ниже, кто-то – выше. Всегда высокие и спортсмены небольшого роста имеют разный «расклад» на трассе. Я уже сказал, что впервые была применена система радиосвязи для инвалидов по зрению. Спортсмен лезет с наушником, а тренер или помощник подсказывает, куда поставить ногу, за что и каким образом взяться рукой.
Ближайшие планы на будущее? Какие планируются соревнования?
Будем совершенствовать правила, адаптировать их под возможности спортсменов. В первую очередь для тех категорий, которые уже принимают участие в соревнованиях. Например, думаем использовать объёмные ограничения трассы. Если говорить проще – то вместо ленточки, которую слабовидящие почти не воспринимают, будем вешать гирлянду воздушных шариков. При их касании, ребята будут четко воспринимать эти ограничения. Есть идея сделать так, что бы судить только «скорость», а не «трудность», т.е. каждый может иметь результат по времени. Например, разбить трассу на три участка, и засекать время на промежуточных финишах. Абсолютное большинство может пролезть треть трассы, большая часть преодолеют две трети, кто-то всю дистанцию — и все получат результат «по времени». Проще сравнивать, будет интересней.
На будущий год мы получили официальное приглашение Италии. Так что следующие международные соревнования состоятся в августе 2009 года в Валь Даоне. И, я думаю, в Екатеринбурге состоится чемпионат страны, осталось определить дату.
Дмитрий Шушпанов
Организаторы соревнований:
Федеральное агентство по физической культуре и спорту, Федерация скалолазания России, Департамент физической культуры и спорта г. Москвы, Федерация скалолазания города Москвы, Международная федерация спортивного скалолазания (International Federation of Sport Climbing), «15-й Московский Лыжный салон», Спортивный клуб «Новая лига».
Спонсоры соревнований и партнёры ФСР: компании РедФокс, DoorHan, JSA, Альпагор-спорт. / Технический партнёр — ACER